95 лет народному художнику Очирову Цырен-Намжил Очировичу

Мир самобытного художника из Могсохона Цырен-Намжила Очирова таит много загадок. Феномен Очирова заключается в своеобразном синтезе народной философии, «наивной» простоты графического изображения и поэтической возвышенной любви к своей малой родине «тоонто», к своему народу. Цырен-Намжил Очиров – художник-график, художник–философ, ветеран просвещения и великой Отечественной войны, проповедник буддийской религии, этнограф, краевед.
Творческая биография распадается на две неравные части. Он родился 4 февраля 1920г. в местности Сойсон, в родовом стойбище. В 1937 году окончив Кижингинскую семилетнюю школу, он поступил в Агинское педучилище, а завершил учебу в Улан-Удэнском педучилище. Получив диплом учителя начальных классов, проработал в родном селе. В начале 1940 года он был призван в ряды Вооруженных сил СССР, служил в резерве Дальневосточной группы войск в качестве начальника радиостанции зенитно-артиллерийского полка. Когда началась Великая Отечественная война, он находился на Дальневосточной границе. Участвовал в боях с империалистической Японией.
Был награжден медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией» и юбилейными медалями. В 1946 году вернулся с войны в родное село Могсохон, и в течение двадцати лет, помимо преподавания в местной школе, вел огромную работу, собирая и изучая фольклор и этнографию. Цырен-Намжил Очиров был разносторонне одаренным человеком, хорошо знал историю Малой Родины, прекрасно разбирался в этнографии и фольклоре своего народа. Написал познавательные статьи о своем крае, рассказы, юмористические сценки, стихи и зарисовки о тружениках совхоза. Его работы печатались на страницах районной и республиканской газетах. В 1972 году, в связи с 50-летием образования СССР, в улусе был открыт историко-краеведческий музей, главным инициатором и организатором которого был Очиров Ц.-Н.
Интерес к фольклору и этнографии бурят, эвенков, русских и других народов проживающих в Бурятии, также к их истории и культуре пробудился у Очирова еще в годы учения.
Благодаря давнему увлечению историей Ц.-Н. Очиров оказался хорошо подготовленным к избранной им деятельности народного просветителя, которая становиться делом его жизни.
Он хорошо владел старо монгольской письменностью. Эта письменность явилась связующей и написанной на понятном всем монгольским народом языке. К сожалению, советские буряты были вынуждены забросить ее 70 лет назад. Очиров Ц.-Н. самостоятельно изучил основные философские труды (в большей частью переведенные на монгольский язык) великих ученых – мудрецов Востока, сочиненных ими в течение более 2000 лет. Известно, что Цырен-Намжил Очиров хорошо понимал и знал эти труды.
Работая продолжительное время учителем общеобразовательной школы, своим большим природным умом отчетливо видел и чувствовал падение из года в год духовности и нравственности у большинства детей – школьников.
В начале 60-х годов он написал большую статью и направил в «Учительскую газету». В ней доказывал необходимость духовного (религиозного) воспитания учащихся старших классов средних школ, считая, что без знаний о грехах, душе, доброте и милосердии подрастающее поколение растет и вступает в самостоятельную жизнь безнравственным, бездушным. Только болея за судьбу людей сегодняшнего и будущего поколений, своим ясным аналогическим умом искал пути духовного и нравственного возрождения народа. Он жил будущим временем.
В 1960-е годы Цырен-Намжил Очиров за свои буддийские, религиозные убеждения был исключен из партии и отстранен от преподавания. Наступили тяжелые годы для отца большого семейства. Но, человек целеустремленный, верный своим убеждениям, нашел в себе силы и выразил свои философские взгляды в своих картинах.
В 54 года Цырен-Намжил Очиров состоялся как самодеятельный художник, отразивший в своих полотнах быт и традиции прошлого своего народа.
Становление Очирова – художника началось с небольших фольклорно-этнографических зарисовок карандашом и тушью. Позднее он приступает к созданию своих рукописных книг по истории и фольклору, которые сам богато иллюстрировал. Внимание каждого посетителя привлекает рукописная книга «Родословное древо бурят».
Это самая ценная, редкая вещь. Так как в ней отражена живая родовая нить, каждого коренного жителя нашего села. Изучив эту книгу, каждый может узнать свою родословную до 17-20 колена. (Приложение №1).
В начале 70-х годов он вступает в семинар самодеятельных художников при Кижингинском отделе культуры и, наконец, в середине 70-х годов привлекается к работе клубного семинара, организованного А. Чайковским при Республиканском Доме народного творчества, открывшего возможности участия во Всесоюзных, а затем Международных выставках самодеятельных художников. Пришла широкая известность с 1974г. по 1987 гг. Он принимал участие в Республиканских, Всероссийских, Всесоюзных и Международных выставках самодеятельного творчества. Очирову 6 раз присуждались Дипломы I степени — четырех Советских и двух Международных выставок в Лондоне и Берлине. В 1977 году он стал Лауреатом I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся в Москве и награждён медалью «Самодеятельные художники — Родине».
В 1985 году удостоен звания Лауреата Всесоюзного фестиваля народного творчества, награждён медалью «Победитель Всероссийского смотра народного творчества РСФСР». Графические работы Цырен-Намжила Очирова, представленные на конкурс II Всесоюзного фестиваля народного творчества в 1987 г., удостоены Золотой медали ВДНХ. В 2005 году Очиров стал «Лауреатом Государственной премии РБ», ему присвоено высокое звание «Народный художник РБ».
Передвижная персональная выставка самодеятельного художника Ц.-Н. Очирова, организованная фондом Бурятского объединения музеев, включившая более 150 работ с успехом прошла в августе 1989 года в Литве в музее им. М.К.Чюрлениса (г. Каунас), также произведения Очирова были выставлены в музеях Вильнюса, Москвы, Ленинграда, Иркутска, Улан-Удэ.
В 2006 году Республиканским Государственным театром кукол «Ульгэр» по рисункам Очирова были изготовлены куклы и маски для спектакля «Поющая стрела», которая была удостоена высшей театральной премии России «Золотая маска» по двум номинациям: «Лучшая режиссура» – Эрдени Жалсанов и «Лучший актер» – Жаргал Лодоев.
Графика Очирова – явление уникальное, самобытное, неповторимое в истории бурятского и мирового искусства. Его графика притягательна темой, сюжетами, оригинальностью, глубокой философией. Картины отражают и передают быт и традиции прошлого, дают богатый материал для изучения истоков народного творчества.
Графические работы самодеятельного художника Ц-Н. Очирова
В произведениях первого периода творчества, охватывающего, 70-е годы ярко проявились особенности индивидуальной манеры художника. Они выразились, прежде всего, в радостном, романтически приподнятом восприятии мира, в остроте и характерности образов, основанной глубоком знании жизни своего народа.
Созданные в рамках традиционной бурятской иконописной манеры, рисунки Цырен-Намжила Очировича Очирова полны народной мудрости, философского осмысления жизни и тонкого непревзойденного юмора. Повествовательный образ, казалось бы, наивно-примитивных рисунков художника уходит в глубины бурятского мифа и фольклора, воссоздавая яркие, жизнеутверждающие картины народного быта.
В последнем десятилетии, необыкновенно творчески напряженном, соединился весь разносторонний жизненный опыт художника. В рисунках его, созданных рукой большого мастера, и широта взглядов, и народная мудрость. Сколько рисунков еще окончательно не установлено, но уже сейчас известно около пятисот листов. Все они объединены в несколько главных серий: «Бурятские традиции и обычаи», «Бурятские легенды и предания», «Жизнь эвенков», «Гомбожап Цыбиков в Тибете», «Декабристы в Сибири», «А.П. Чехов в Сибири». Он рисовал и простого бурята, и декабриста Лунина, и русского писателя Чехова. Но при этом всегда оставался художников своей земли.
Очиров Ц.-Н. создал более 20 рукописных книг (30 х 40) с коротенькими нравоучительными рассказами, записанными им со слов стариков и знатоков бурятского фольклора. Каждый рассказ сопровождается выразительной иллюстрацией (две таких книг хранятся в отделе памятников письменности Востока БИОН).
Принадлежность к традиционной культуре бурят с ее ценностью, прочностью и устойчивостью, уверенность и справедливость многовековых идеалов помогла сформироваться замечательной творческой личности, верный долгу и убеждениям, воспитанным с детства, и в то же время открытой для восприятия жизни и культуры других народов.
Традиционный изобразительный канон не ограничил, а, наоборот, открыл простор воображению художника. Он населяет свои композиции живыми, одушевленными облаками и сопками, камнями и деревьями, и все они, активно взаимодействуя с героями и между собой, выступают полноправными участниками сюжетов. Вглядываясь, например, в изображение облаков, которые, подобно драконам космогонического мира, собрались в небесах, или в огромные валуны, обступившие маленькое замершее горное озеро, убеждаешься, что это не просто традиционный декор.
Стиль художника неповторим и индивидуален. Кажущаяся простота и легкий юмор, отраженный в его работах – это его почерк, благодаря которому он передает в своих картинах жизнь и характер бурятского народа, его неразрывную и многовековую связь с природой. Как отмечает Евгений Пронин в своей статье «Милосердие вечности» в журнале «Вокруг света»: «С этнографической точки зрения рисунки были безупречны. И потому они словно втягивали в себя, вглубь традиционных житейских коллизий, в старинный фольклорный строй чувствований и переживаний».
Творчество Очирова являет собой замечательный культурный феномен- это драгоценный сплав культур традиционного и нетрадиционного общества.
Созданная Очировым историко-культурная панорама вполне сознательно нацелена на столь существенную для всякого общества передачу информации. Достигнув в графике вершину своего творчества, Цырен- Намжил Очирович Очиров продолжал деятельность учителя, наставника, информатора. В его рисунках сочетается все лучшее, что дал ему опыт предков, с ярко выраженной индивидуальностью стилистического почерка; функциональность, динамика и экспрессия в изображении человека и природы с отсутствием красоты и чувствительности. И в этом непреходящая ценность наследия выдающегося народного художника.
Собранный Очировым Ц-Н. огромный краеведческий материал нашел отражение в тематике его графических серий, где главная роль отводиться рисунку. Графическая манера Очирова необычайно индивидуальна, разнообразна и выразительна. Он словно всякий раз заново открывает для себя неисчерпаемые ресурсы техники рисунка тушью (пером или кистью). Очертание фигур, контура изображений создаются особой вихрящейся линией.
Герои Очирова – плоть от плоти природы. Фигуры –коренасты и приземисты, их руки, словно ветви, а ноги точно упираются в землю, подобно разросшимся корням деревьям. Нарочитая гротескность лиц — прием, сознательно избранный художником, позволяет передать суть народного характера.
При взгляде на листы Цырен-Намжила Очирова возникает особое ощущение непреднамеренности жизни, то, что роднит его творчество с примитивом, когда «человек… органический слит со всем живописным миром и с миром природы», «и такое ко всему детски живое непосредственное отношение».
Это действительно искусство, единственное возможное, ибо никакого другого искусства нет, искусство здоровое и доступное всем тем, которые хоть раз в жизни испытали радость перед лицом мира и поняли что, значит, выразить эту радость в художественной форме» (Н. Пунин, 1990, с.15, с.24)
Взволнованность и непосредственность в восприятии мира, реальные ощущения неразрывной связи человека и природы отличает практически каждый его лист.
Повседневный быт людей окрашивается добрым и мягким юмором в картинах: «Сбивание масла», «Катание войлока», «Игроки в шахматы» и др.
Его картины – это, в какой-то мере, тоска по «золотому веку», по-старому, утраченному ныне традиционному бурятскому быту. Отсюда быть может, жадный интерес к фольклору, стремление запечатлеть собранный материал в рисунках. Пожалуй, главной, что отличает работы Ц.-Н. Очирова, придает им печать уникальности и самобытности, глубокая и неразрывная связь с традицией восточной графики.
Творчество художника призывает сохранить преемственность культур традиционного и нетрадиционного общества.
Созерцая обычный пейзаж Кижингинской долины, невозможно расчленить его на ЗЕМЛЮ, ВОДУ, ВОЗДУХ, ОГОНЬ и ЭФИР. Эти 5 первоэлементов буддийской космогонии, которые составляют все сущее, нельзя разглядеть непросветленным взором. Их может показать только посвященный, как сделал это в гравюре «Береза на холме» Цырен-Намжил Очиров.
Сцены «Выплавка железа», «Приготовление арсы», «Выделка кожи» были нарисованы, что называется, «по преданию». Ведь художник не мог видеть, как это делалось двести-триста лет назад. Но с этнографической точки зрения рисунки отличаются точностью и достоверностью. Возможно, именно поэтому его картины погружали зрителя в атмосферу уже ушедшей старины.
Цырен-Намжил Очиров знал, в чем счастье. Он рисовал человека в лоне природы, а не «на лоне», как мы привычно говорим. Разница величиною в эпоху. От бренной радости потребления природных благ художник возвращался к спокойному слиянию с природой, к вечному первоисточнику бытия…
Самому Очирову, надо полагать, до подобных умозаключений и дела не было. Он рисовал то, что рисовал. Но видно и того было предостаточно, потому что вдруг, как зарница, просверкнула у меня негаданная мысль: «А если тибетская медицина не что иное, как момент непосредственной связи человека и природы, своего рода искусственный канал, восстанавливающий преждевременно разорванную пуповину?» просверкнула… и сфокусировала внимание на том моменте, общем, почти для всех систем древнего врачевания, когда целитель в полной мере своих знаний, опыта и силы духа как бы заново подключает угасающего человека к животворящему энергетическому полю вечности. Типичный пример – камлание шамана, его магический экстаз, подключаясь к которому соплеменники забыли о болях, восстанавливали спокойствие души, зоркость глаза и твердость руки Шаманы были древнейшими лекарями. Характерно, что Очиров Цырен-Намжил изобразил камлание как обыденную подробность исторического быта бурят. И в этом ценность рисунка, где этнографическая точка магической атрибутики – от бубенцов, свисающих на ремешках с пояса шамана, до рогов, венчающих его головной убор, — служит воссозданию самой атмосферы древнего обряда.
Простоватый на вид, в предписанном традиции убранстве представитель так называемом примитивном культуры способен был ввести себя и вовлечь окружающих в экстатический транс, который современная психологическая наука назвала бы «Измененный состоянием сознания, открывающим запредельные возможности человека». (Е.Пронин, №10, 1990, с. 3, с.7)
Гравюра Цырен-Намжила Очирова «Горное озеро» созданная в 1979 году, почти условный рисунок, на котором горы изображены как на гипсометрической карте, только горизонтали не расцвечены по ступеням высот. Словно художник вел топографическую съемку с самолета. Вообще-то у Очирова были для этого и знания, и опыт. Сельский учитель, он и топографию должен был знать и уметь объяснить школьникам. А в годы войны стрелок – радист Ц.-Н. Очиров летал на дальнем бомбардировщике. Но в том-то и фокус, что это горное озеро он рисовал с земли, а топографические знаки и летный опыт использовал намеренно, как художественный прием, чтобы создать многослойный, загадочный, но вполне реальный образ. Как будто хотел, чтобы озеро равно возможно было и найти на карте, и узнать в натуре. Хотя для непосвященного и то и другое в равной степени затруднительно. Непривычное для нас, особая манера духовного освоения мира- слитность методов искусства и науки (С. Цыбыктарова, 1990г.)
В 1980 году Цырен-Намжил Очиров закончил работу «Аламжи Мэргэн». Прежде чем приступить к реализации замысла, художник долго изучал фольклорно-этнографические материалы и Эпос «Аламжи Мэргэн», размышлял об исторической судьбе своего народа. В результате созрела решение рассказать в картинах.
Художник предполагал показать не только историю борьбы многоголовым чудовищем – с мангадхаем, но и историю подъема национального духа бурятского народа. И вот один за другим возникли эскизы на темы из Эпоса «Аламжи Мэргэн».
Несколько раньше Очиров написал «Угощение бурят с белой пищей». В этой работе обнаруживается влияние старого бурятского и монгольского искусства на творчество художника. Освоив традиции восточных мастеров, Очиров использует такие выразительные средства старо бурятской живописи, как монументальность, выверенность композиции, декоративность. Художник знает и народный орнамент, и бурятскую иконопись.
С детства он знаком с ремеслом бурятского народного мастера-ремесленника. Очиров никогда не переставал изучать прошлое родного народа и по легендам, и по вещам, созданным старыми материалами. Накопленные знания пригодились в работе «Угощение бурят с белой пищей».
Картина «Ноен и слуга». В центральной части изображен батрак. Глядя на эту картину, невозможно не почувствовать безмерной тяжести работы, изматывающего обреченного человека.
Поэтичный народный образ создал Очиров в картине «Бурятская семья». В которой на переднем плане изображены хозяин юрты со своей хозяйкой. В очаге вариться арса. В левой части рисунка мальчик, пасущий овец в степи с редкими травяными протаминами. Статная фигура пастуха, внимательно следящей за огромной, разбредшейся по степени отарой, величавая ширь пейзажа – все это вместе создает картину, от которой веет эпическим спокойствием, могучим раздольем, глубоко своеобразной красотой.
В работе «Бурятка. Семейская. Эвенкийка», внимательно и точно пишет Очиров своеобразные национальные одежды своих героев.
В этой картине художник применял три меридиана. 1 – изображает жизнь эвенков и уссурийскую тайгу. 2 –в середине девушки разных национальностей (бурятка, семейская, эвенкийка). 3- изображены многоэтажные дома, заводы, железные дороги. Дальше мы видим пастухов пасущих стада овец, там далеко видны юрты. Все эти исполненные черной тушью рисунки чрезвычайно темпераментны и динамичны. Четкий лаконичный штрих создает крепкий своеобразный рисунок. В смелых и выразительных работах пером особенно ярко проявилась острота глаза художника и прекрасное знание изображаемой жизни.
Авторские пояснения:
Графика «Бурятская делегация у Петра I»
Графика «Монгольская революция 1921 года»
Графика «Бурятская свадьба»
1. Работа «Бурятская делегация у Петра I».
«1702-1703 гг. Делегация, отправленная от имени 11 хоринских родов состояло из 52 человек. Все отправились верхом на конях.
Руководил делегацией старейшина Галзутского рода Шоно Болтриков. Проводником и переводчиком был Нерчинский воевода Шергин. В составе той делегации, которой длилась два года, была единственная женщина- шаманка Абжа. Она, как повествует историческая хроника, при возвращении не выдержав тяжесть пути, скончалась от простуды, где-то в пределах нынешней Иркутской области».
Эта работа участвовала в рамках II Всесоюзного фестиваля народного творчества в Москве. Репродукция в журнале «Художник» 3 номер за 1986 год.
2. Работа «Монгольская революция 1921 года».
«Монгольская революция, свершившая в 1921 году — побочное детище рожденное Октябрем 17-го года в России. На переднем плане две личности: Сухэбатор и Красный командир. Они олицетворяют единство целей и взаимную поддержку двух народов. В левой части рисунка разрушенная до основания старая крепость – символизирует начало крушения феодализма во всей Монголии».
Данная работа участвовала в рамках Всесоюзного фестиваля народного творчества в Москве. Экспонировалась за рубежом в Лондоне и Франции.
3. Работа «Бурятская свадьба»
«Отголоски былой старины нет — нет да и поныне появляются на свадьбах
захолустья. В старину бурятская свадьба выполняла шесть нейтральных
обязанностей, которые происходили между двумя противоборствующими сторонами (стороны невесты и зятя):
1. Пуститься на лошадях по кругу, по движению солнца так чтобы, та или другая сторона могла, опередив соперника пересечь ему путь. Название состязания «Получить солнце» вернее орбиту солнце.
2. Отбираются от каждой стороны по 5 молодых людей. Им вручается кошмовая подушка, на лицевой части имеющая чеканную обработку из металла. Подушка летит из рук в руки подобно мячу. Кто первый занесет подушку в юрту невесты и положит на кровать ее — та сторона победительница.
3. Национальная борьба. Борются силачи с обеих сторон. Они уважаемые люди заранее подготавливались и получали, говорят, что такого рода зрелищах не малые призы.
4. Стрельба из лука по мишени. Каждое меткое попадание стрелы сопровождалось стихотворным возгласом на распев. Там восхвалялись не только глазомер, но и пальцы и жилы руки стрелка, так умело пустившие стрелу в заданную цель.
5. Опускание воедино привезенного невестой чашечки кислого молока в молочную кадунку свекрови в знак приобщения себя с ее заведенного хозяйства.
6. Бросание невестой в огонь открытого очага сухого только, что привезенного прутика в знак поддержания и продолжения живого тепла, в доме будущего отца.
Свадьбы, если они более или менее состоятельны, большей частью проводились под открытым небом, при стечении огромного количества народа летом и ранней осенью, в ту благоприятную пору, когда трава зеленела, скот тучнел, окружающая природная среда казалось, полна «освежительной прохладой».
Незадолго до своей кончины в родном Могсохоне скромный учитель сельской школы Очиров Цырен-Намжил сделал последний рисунок. В нем перед зрителем предстает бесхитростное и вместе с тем глубоко содержательное описание будней хоринских бурят – скотоводов.
Уже смертельно больной художник как бы оглянулся и кристально вгляделся в прожитое, заполняя поверхность простой клеенки изображением известного ему до мельчайших подробностей деревенского быта, чьей неотъемлемой частицей был он сам. На небольшой клеенке 90х45 см. запечатан традиционный образ мира старой бурятской культуры.
Написанная, как и остальные работы, по памяти – такова древняя традиция, живущая и поныне в культуре многих народностей Азии и Африки — картина после смерти художника была условно названа «Пейзаж. Могсохон». Но, конечно, эта не пейзаж. Скорее, это то, что соответствует китайскому понятию «Саньшуй» — «горы-воды», то есть «мир земной», чье изображение присутствует во многих тибетских и бурятских иконах, где мирское и сакральное начала существуют в единстве. Причем изобразительные композиции бурятской иконы значительно ближе народной жизни, так как в бурятском ламаизме в большей мере сохранились старые, добуддийские мифологические представления.
Неудивительно, что бросая прощальный взгляд на родную землю, художник видит в своей композиции картину земного человеческого мира, мира природы, обжитого человеком, живущем нераздельно со всеми обитателями земли. Многонаселенной, живущее своей особой, преисполненной мощного пантеизма жизнью пространство создано поразительно свободным монументальным могучим мастером, каким он и был всю свою жизнь.
Графика Очирова ни на кого не похожа, – считает Татьяна Бороноева. – На его графических листах изображены бурятские лица, не эвенкийские, не алтайские, а именно наши типажи. И хотя у него слегка гротескная манера, за которую его при жизни критиковали, именно она отражает бурятский характер. Фигура у него совершенно органично вписывается в пейзаж, и это традиция восточного искусства. В его мире живут люди, птицы, деревья, мифологические персонажи. У него как бы обобщающая линия, например, дым из очага переходит в облака в небе. Он очень хорошо чувствует натуру и по-своему ее выражает. Даже его черно-белые работы выглядят как цветные, потому что у него не плоская, а живописная графика. И это человек, который не имел профессионального художественного образования.
Это был человек необыкновенной красоты, величавости, благородства, внутренней самодостаточности. Очиров всецело посвящал себя творчеству — работал самозабвенно, без перерывов, — вспоминает Александр Москвитин. — Цырен-Намжил в полной мере народный художник. Его творчество великолепно.
Глубоко национальное искусство Цырен-Намжила Очировича Очирова можно встретить в разных уголках планеты, в частных коллекциях Америки, Германии, Японии, Франции, Монголии, а также в государственных музеях Москвы, Суздаля, Владимира, Каунаса, Иркутска, Читы и Бурятии.
Весь материал, который Цырен-Намжил Очиров передал музею, составляет большое богатство в историографии родного края. Образ Цырен-Намжила Очирова навеки сохранится в памяти его земляков, чей яркий талант, любовь к родной земле будет служить всегда примером для потомков, поколений односельчан.
Эртэ сагай тγγхые угалзатуулан зураhан Очиров Цырен-Намжил Очирович.
1920 ондо февралиин дγрбэнэй γдэр алтан дэлхэйн жама ёhоор, аба эжын буянгаар Санжижабай Даримын болон Цыремпилов Ошорой гэр бγлэдэ хγбγγн γри тγрѳѳ hэн. Эжы абань хγбγγгээ Цырен-Намжил гэжэ нэрлэжэ, гарыень ганзагада, хγлые дурѳѳдэ хγргэhэн юм. Бага наhанhаа Цырен-Намжил хγнγγдые эрдэм ухаанда hургаха гэhэн хγсэлтэй байгаа. Наhаа хγсэхэдѳѳ, багша болохо гэhэн заяагаа бэелуулжэ, багшанарай hургуули дγγргэhэнэй удаа, тγрэл нютагаа бусаhан намтартай. Эхин классай багшаар хγдэлжэ байтараа, сэрэгэй албанда татагдан, удаань Алса-Дурнын резервдэ радиостанциин даргаар алба хэhэн юм. 1941 ондо Эсэгэ Ороноо хамгаалгын Агуу Ехэ дайнай эхилхэдэ Алас–Дурнын хилэ дээрэ империалис Японтай дайралдаа. «За Победу над Японией», «За Победу над Германией» болон бусад медальнуудаар шагнагдаhан юм. Дайнай hγγлдэ, багшынгаа ажал саашань γргэжэлγγлhэн байна.
Цырен-Намжил Очирович наhанайнгаа хани нγхэртэеэ Дондокова Радна Мункуевнатаяа 6 γри хγγгэдые γргэжэ, эбтэй эетэй гэр бγлэ мγн. Гапалма, Надежда, Роза, Цырен-Дондок, Байгалма, Соном-Дагба γхибγγдтэй дээдэ hургуули дγрγγулжэ, эрдэм бэлиг γгѳѳ hэн. Эсэгынгээ бγхы наhаараа хэжэ байhан ажалые саашань γргэжэлγγлжэ 4 γхибуудынь багшын ажал шэлэн абаhан байна, 2 γхибγγдынь экономическэ болон техническэ дээдэ hургуулинуудые дγγргээ. Мγнѳѳ болоод байхадаа «Гансаhаа газар дγγрэдэг» — гэhэн буряад арадай γгын ёhоор арба нэгэн ашанартай, 24 гушанартай γнэр баян юм.
Цырен-Намжил Очирович Очиров хадаа дγрбэн тэгшэ онсо бэлигтэй уран зурааша, хугжэмшэн, дуушан, зохёолшон, арадайнгаа аман γгын нюусануудые шэнжэлэгшэ байhан. Мартагдажа байhан урданай дунуудые, γреэлнγγдые, магтаал-солонуудые сээжээр мэдэдэг, лимбэ, морин хуур, чаанза дээрэ шадамар бэрхээр хугжэмэй аялгануудые наадажа шададаг байгаа. Энээнhээ гадна арадайнгаа этнографи, аман γгын зохёолнуудые гγнзэгыгѳѳр шудалдаг, удхыень тайлбарилжа, залушуулай дунда ойлгуулжа ехэхэн ажал ябуулдаг байhаниинь мэдээжэ.
Тиихэдэ арадай hайндэрнууд болохо обоо тахилган, сагаалганиие ёhо гуримаарнь эмхидхэжэ, нютаг дээрээ урдаа хараха хγнγγдэй нэгэн боложо, бодото хэрэгγγдээрээ, γндэhэн соёл болбосоролоо hэргээхэ хэрэгтэ хубитаяа оруулдаг байhан юм.
Цырен-Намжил Очирович Очиров хуушан монгол, тγгэд, буряад, ород хэлэнуудые эрхим hайнаар мэдэжэ, бэшэжэ, оршуулдаг hэн.
«Цырен-Намжил Очирович — багша хγндэмγγшэ, тγбшэн даруу, hайн зантай, сагаан сэдьхэлтэй, хγнэй хэрэгэй тγлѳѳ оролдодог, урагшаа hанаатай хγн hэн», -гээд Могсохон нютагаархид хэлсэдэг юм.
Нютагайнгаа дунда hургуулида хγдэлжэ байха γедэ, Цырен-Намжил Очирович Буддын шажанай hургаалнуудые, эртэ урдын γбгэ эсэгэнэрэй ёhо заншал hэргээжэ, ургажа ябаhан улаан бургааhадтаа, нэбтэрγγлхэ гэhэн ухаан бодолойнгоо тγлѳѳ партиhаа, мун багшын ажалhаа гаргуулhан байна.
45 наhатай зургаан γхибγγдтэй эсэгэдэ нилээд хγндэ хγшэр саг тохёолдоо hэн. Тиигэбэшье, шэн зоригоо хухараагγй, хара ажал хэжэ, гэр булэеэ газардуулаагγй.
Ажалгγй болоод байхадаа хара тγшээр зурагуудые зуража эхилэн юм.
Цырен-Намжил Очировай уран зураашын зохёохы ажал, толотомо тγгэс бэлигынь мэргэжэлтэдтэ, ёhотой соёл искусствэда дуратайшуулда γндэрѳѳр сэгнэгдээ. Арадай дундаhаа урган гараhан бэлигтэй уран зураашын бутээлнууд гансашье орон соомнай бэшэ, илангая олон тоото хариин гурэнуудээр мэдээжэ болоо.
Уран зурааша, багша Ц.-Н. Очировай бутээhэн зурагуудай тγрγγшын выставкэ 1976 ондо Улаан-Удэдэ нээгдээ hэн. Удаадахи жэлдэнь, 1977 ондо, арадай уран бэлигтэнэй Бγхэсоюзна харалгада зурагуудаа табижа, Лауреадай γндэр нэрэ зэргэдэ хγртѳѳ
Жэл жэлдээ Буряад ороной уран зураашын зурагууд нγγдэл выставкын бγридэлдэ оруулагдажа, Англида, Германида харуулагдаhан байна. 1980 ондо, Москвада олимпиин нааданай боложо байха γедэ нээгдэhэн выставкэдэ, зурагуудынь табигдажа, олон гурэнэй тγлѳѳлэгшэдэй магтаал hайшаалда хγртѳѳ.
1985 ондо уран гартанай харалгын Бγхэсоюзна фестивальда хабаадажа, фестивалиин Лауреат гэhэн нэрэ зэргэ хоёрдохиео олгогдоо бэлэй. Харин 1987 оной мартын 10-да Улаан-Удэ хотодо, Ц. Сампиловай нэрэмжэтэ музейн залнууд соо уран зурагуудайнь выставкэ хоёрдохиёо нээгдээ hэн. 1987 оной намар Москвада, СССР-эй арадай ажахын амжалтануудай выставкэдэ арадай уран бэлигэй харалгын Бγхэсоюзна 11 фестивальтай зохилдуулан эмхидхэгhэн, эхилэн зурагшадай выставкэдэ Ц-Ц. Очировай бγтээлнγγд табигдаа юм.
Уран зурааша Цырен-Намжил Очиров энэ выставкын Алтан медаляар шагнагдаhан байгаа. Зурагуудайнь хараглан выстакэ-нууд: Улаан-Удэдэ, Эрхγγдэ, Шэтэдэ, Каунаста, Киевтэ, Москвада, Суздальдэ, Лондондо, Берлиндэ, Францида харуулагдажа, олон зоной дура татаhан юм.
Цырен-Намжил Очиров олон медальнуудта хγртэhэн. Зургаа дахин I шатын Дипломууудта хуртэhэн, дγрбэн Советскэ болон хоёр Уласхоорондын выставкануудэй Англида ба Германида. 1977 ондо «Самодеятельные художники Родины»,
1985 ондо «Победитель Всероссийского смотра народного творчества», 1987 ондо «ВДНХ-гай Алтан медальда» хγртѳѳ.
1995 ондо Буряад республикын шангай Лауреат болон «Арадай уран зурааша»-гэhэн γндэр нэрэ зэргэдэ хγртѳѳ.
«Арадай зурааша» — гэhэн
Алдар нэрэдэ хуртэбэт,
Хγнэй уреэлдэ хуртэжэ,
Хэтын хэтэдэ мунхэрбэт!»
Уран зураашын зурагууд хэдэн бγлэг боложо хубаарна: «Урда сагай буряад арадай ажабайдал ба ёhо заншалнууд», «Буряад арадай γльгэр домогууд», «Эвенкнуудэй ажабайдал», «Декабристнууд Сибирьтэ».
Ородой уран зохёолшо Чеховые зураhан байгаа. Тиигэдээ тэрэ хододоо тγрэл газар нютагайнгаа ёhо заншалнуудта γнэн сэхэ, уран зурааша байhанаа харуулдаг hэн. Буряад арадай, элинсэг хулинсагуудай уран зурагай ёhо заншалые, гуримые наринаар сахидаг бэлэй. Хамта дээрээ 500 гаран уран зураашын графическэ бγтээлнγγд бии.
Цырен-Намжил Очирович Очиров минии нагаса баабай, γбгэ эсэгэнэрэйнгээ урдын урдаhаа, энэ хγрэтэр асарhан нангин hургаал заабаринуудые, дγй дγршэлые зохёолнуудтаа нэбтэрγγлэн харуулхадаа, ѳѳрын бэлиг шадабари онсо маягтайгаар зурадаг hэн.
Зураг зуража, элдэб хараглануудта хабаадажа, элдэб олон сонинуудта хэблэгдээ. Цырен-Намжил Очировай холын бодонтой уран зураашын, уран зохёолшын, этнограф байhан хадань, бэшэhэн элидхэлнγγд, тэмдэглэл зураглалынь, шγлэг, баснинуудыень аймагай болон республикын сонинуудта хэблэгдэжэ, нютагайнгаа суута хγнγγдэй нэгэн болоо hэн. «Новая время», «Знание — сила», «наука и религия», «Вокруг света», «Байгал» гэхэ мэтэ сэтгγлнγγдтэ Цырен-Намжил Очиров тухай бэшэгдээ. 1990 ондо «Сансарын хγрдэ» — гэжэ γнгэтэ фильм гараhан, 1987 ондо Буряадай телевидениин «Ая ганга» — гэhэн дамжуулгада «Арадай уран зурааша Цырен-Намжил Очиров» гэhэн гаршагтай фильм харуулагhан байна.
Цырен-Намжил Очирович тγрэл нютагайнгаа тγγхые болон арадай аман зохёолые hайн мэдэдэг. Тэрэ γшѳѳ hургуулиин ябахадаа, уран зурагаар hонирходог байгаа. Модоор hиилэжэ хэhэн бγтээлнγγд олон харалганда музейдэ табигдаhан, модон дээрэ hиилэжэ хэгдэhэн бγтээлнγγд: «Мγнѳѳ сагай хγдѳѳгэй байдал» («Усадьба современного села»), «Амитадай байдал»(«Животноводческий комплекс») гэхэ мэтэ болоно.

1972 ондо СССР-эй 50 жэлэй ойтой дашарамдуулан Хэжэнгын аймагай Могсохон нютагта Цырен-Намжил Очировай нэрэмжэтэ хизаар Ороноо шэнжэлгын арадай музей нээгдэhэн юм. Уран зурааша, этнограф, Цырен-Намжил Очирович тус музей байгуулан тγγхэтэй.
Музей соо ороходо, эртэ урдын юртэмсэ угтан абана. Энэ музей соо хадаа: «Буряад арадай тγγхэдэ хабаатай саарhан дансанууд», «Хγдѳѳ ажахын зэр зэмсэгууд», «Модоор хэгдэн гэртэхи, газаахи ажалай зγйлнγγд», «Арадай буряад хубсаhан», «Мориной зэмсэг», «Элинсэг хулинсагуу-даймнай хэрэглэжэ байhан тγмэршэ ба модошо дарханай зэр зэмсэгууд», «Урдахи γеын мγнгэнγγд», «Гал гуламта hэеы гэр, эдеэн хоол», «Совхозой ба hургуулиин тγγхэ», «Агуу ехэ дайнай ба ажалай ветеранууд, тэдэнэй гэртээ бэшэhэн бэшэгууд, орденууд, медальнууд», ѳѳрынь зураhан табан зуугаад графическэ зурагууд, музей харагшадые hонирхуулна.
Цырен-Намжил Очировай гар бэшэмэл «hарбаалжи Угай модон»- гэhэн ном хγн бγхэнэй анхарал татадаг.
Энэ ном соонь хадаа хори буряад угтай Могсохоной тγхэреэн соо γдэhэн бодоhон зоной уг гарбал 15-20 γе болтор харуулаатай, бэшээтэй. Тиимэhээ олон зон, гансашье манай нютагаархид бэшэ, харин ондоо нютагайхид энэ ном hонирхон харадаг. «hарбаалжи Угай модон» сооhоо мγнѳѳ γеын ургажа ябаа залуу γетэн ѳѳрынгѳѳ уг гарбалые 20–хи γе болотор залгуулан хэлэдэг.
«Угай бэшэг, угай бэшэг
Урда сагта бэшэгдээ,
Элинсэгээ уудалhан
Эгээл нангин энэ номдонь
Энхэрэн доро hγгэдэнэб!»
Хори гаран жэл соо эсэгынгээ хэжэ байhан ажалые ургэжэлуулжэ басаганиинь Цыренамжилова Галина Очировна бухы наhараа амжалтатай худэлhэн байна. Га

95 лет народному художнику Очирову Цырен-Намжил Очировичу
Мир самобытного художника из Могсохона Цырен-Намжила Очирова таит много загадок. Феномен Очирова заключается в своеобразном синтезе народной философии, «наивной» простоты графического изображения и поэтической возвышенной любви к своей малой родине «тоонто», к своему народу. Цырен-Намжил Очиров – художник-график, художник–философ, ветеран просвещения и великой Отечественной войны, проповедник буддийской религии, этнограф, краевед.
Творческая биография распадается на две неравные части. Он родился 4 февраля 1920г. в местности Сойсон, в родовом стойбище. В 1937 году окончив Кижингинскую семилетнюю школу, он поступил в Агинское педучилище, а завершил учебу в Улан-Удэнском педучилище. Получив диплом учителя начальных классов, проработал в родном селе. В начале 1940 года он был призван в ряды Вооруженных сил СССР, служил в резерве Дальневосточной группы войск в качестве начальника радиостанции зенитно-артиллерийского полка. Когда началась Великая Отечественная война, он находился на Дальневосточной границе. Участвовал в боях с империалистической Японией.
Был награжден медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией» и юбилейными медалями. В 1946 году вернулся с войны в родное село Могсохон, и в течение двадцати лет, помимо преподавания в местной школе, вел огромную работу, собирая и изучая фольклор и этнографию. Цырен-Намжил Очиров был разносторонне одаренным человеком, хорошо знал историю Малой Родины, прекрасно разбирался в этнографии и фольклоре своего народа. Написал познавательные статьи о своем крае, рассказы, юмористические сценки, стихи и зарисовки о тружениках совхоза. Его работы печатались на страницах районной и республиканской газетах. В 1972 году, в связи с 50-летием образования СССР, в улусе был открыт историко-краеведческий музей, главным инициатором и организатором которого был Очиров Ц.-Н.
Интерес к фольклору и этнографии бурят, эвенков, русских и других народов проживающих в Бурятии, также к их истории и культуре пробудился у Очирова еще в годы учения.
Благодаря давнему увлечению историей Ц.-Н. Очиров оказался хорошо подготовленным к избранной им деятельности народного просветителя, которая становиться делом его жизни.
Он хорошо владел старо монгольской письменностью. Эта письменность явилась связующей и написанной на понятном всем монгольским народом языке. К сожалению, советские буряты были вынуждены забросить ее 70 лет назад. Очиров Ц.-Н. самостоятельно изучил основные философские труды (в большей частью переведенные на монгольский язык) великих ученых – мудрецов Востока, сочиненных ими в течение более 2000 лет. Известно, что Цырен-Намжил Очиров хорошо понимал и знал эти труды.
Работая продолжительное время учителем общеобразовательной школы, своим большим природным умом отчетливо видел и чувствовал падение из года в год духовности и нравственности у большинства детей – школьников.
В начале 60-х годов он написал большую статью и направил в «Учительскую газету». В ней доказывал необходимость духовного (религиозного) воспитания учащихся старших классов средних школ, считая, что без знаний о грехах, душе, доброте и милосердии подрастающее поколение растет и вступает в самостоятельную жизнь безнравственным, бездушным. Только болея за судьбу людей сегодняшнего и будущего поколений, своим ясным аналогическим умом искал пути духовного и нравственного возрождения народа. Он жил будущим временем.
В 1960-е годы Цырен-Намжил Очиров за свои буддийские, религиозные убеждения был исключен из партии и отстранен от преподавания. Наступили тяжелые годы для отца большого семейства. Но, человек целеустремленный, верный своим убеждениям, нашел в себе силы и выразил свои философские взгляды в своих картинах.
В 54 года Цырен-Намжил Очиров состоялся как самодеятельный художник, отразивший в своих полотнах быт и традиции прошлого своего народа.
Становление Очирова – художника началось с небольших фольклорно-этнографических зарисовок карандашом и тушью. Позднее он приступает к созданию своих рукописных книг по истории и фольклору, которые сам богато иллюстрировал. Внимание каждого посетителя привлекает рукописная книга «Родословное древо бурят».
Это самая ценная, редкая вещь. Так как в ней отражена живая родовая нить, каждого коренного жителя нашего села. Изучив эту книгу, каждый может узнать свою родословную до 17-20 колена. (Приложение №1).
В начале 70-х годов он вступает в семинар самодеятельных художников при Кижингинском отделе культуры и, наконец, в середине 70-х годов привлекается к работе клубного семинара, организованного А. Чайковским при Республиканском Доме народного творчества, открывшего возможности участия во Всесоюзных, а затем Международных выставках самодеятельных художников. Пришла широкая известность с 1974г. по 1987 гг. Он принимал участие в Республиканских, Всероссийских, Всесоюзных и Международных выставках самодеятельного творчества. Очирову 6 раз присуждались Дипломы I степени — четырех Советских и двух Международных выставок в Лондоне и Берлине. В 1977 году он стал Лауреатом I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся в Москве и награждён медалью «Самодеятельные художники — Родине».
В 1985 году удостоен звания Лауреата Всесоюзного фестиваля народного творчества, награждён медалью «Победитель Всероссийского смотра народного творчества РСФСР». Графические работы Цырен-Намжила Очирова, представленные на конкурс II Всесоюзного фестиваля народного творчества в 1987 г., удостоены Золотой медали ВДНХ. В 2005 году Очиров стал «Лауреатом Государственной премии РБ», ему присвоено высокое звание «Народный художник РБ».
Передвижная персональная выставка самодеятельного художника Ц.-Н. Очирова, организованная фондом Бурятского объединения музеев, включившая более 150 работ с успехом прошла в августе 1989 года в Литве в музее им. М.К.Чюрлениса (г. Каунас), также произведения Очирова были выставлены в музеях Вильнюса, Москвы, Ленинграда, Иркутска, Улан-Удэ.
В 2006 году Республиканским Государственным театром кукол «Ульгэр» по рисункам Очирова были изготовлены куклы и маски для спектакля «Поющая стрела», которая была удостоена высшей театральной премии России «Золотая маска» по двум номинациям: «Лучшая режиссура» – Эрдени Жалсанов и «Лучший актер» – Жаргал Лодоев.
Графика Очирова – явление уникальное, самобытное, неповторимое в истории бурятского и мирового искусства. Его графика притягательна темой, сюжетами, оригинальностью, глубокой философией. Картины отражают и передают быт и традиции прошлого, дают богатый материал для изучения истоков народного творчества.
Графические работы самодеятельного художника Ц-Н. Очирова
В произведениях первого периода творчества, охватывающего, 70-е годы ярко проявились особенности индивидуальной манеры художника. Они выразились, прежде всего, в радостном, романтически приподнятом восприятии мира, в остроте и характерности образов, основанной глубоком знании жизни своего народа.
Созданные в рамках традиционной бурятской иконописной манеры, рисунки Цырен-Намжила Очировича Очирова полны народной мудрости, философского осмысления жизни и тонкого непревзойденного юмора. Повествовательный образ, казалось бы, наивно-примитивных рисунков художника уходит в глубины бурятского мифа и фольклора, воссоздавая яркие, жизнеутверждающие картины народного быта.
В последнем десятилетии, необыкновенно творчески напряженном, соединился весь разносторонний жизненный опыт художника. В рисунках его, созданных рукой большого мастера, и широта взглядов, и народная мудрость. Сколько рисунков еще окончательно не установлено, но уже сейчас известно около пятисот листов. Все они объединены в несколько главных серий: «Бурятские традиции и обычаи», «Бурятские легенды и предания», «Жизнь эвенков», «Гомбожап Цыбиков в Тибете», «Декабристы в Сибири», «А.П. Чехов в Сибири». Он рисовал и простого бурята, и декабриста Лунина, и русского писателя Чехова. Но при этом всегда оставался художников своей земли.
Очиров Ц.-Н. создал более 20 рукописных книг (30 х 40) с коротенькими нравоучительными рассказами, записанными им со слов стариков и знатоков бурятского фольклора. Каждый рассказ сопровождается выразительной иллюстрацией (две таких книг хранятся в отделе памятников письменности Востока БИОН).
Принадлежность к традиционной культуре бурят с ее ценностью, прочностью и устойчивостью, уверенность и справедливость многовековых идеалов помогла сформироваться замечательной творческой личности, верный долгу и убеждениям, воспитанным с детства, и в то же время открытой для восприятия жизни и культуры других народов.
Традиционный изобразительный канон не ограничил, а, наоборот, открыл простор воображению художника. Он населяет свои композиции живыми, одушевленными облаками и сопками, камнями и деревьями, и все они, активно взаимодействуя с героями и между собой, выступают полноправными участниками сюжетов. Вглядываясь, например, в изображение облаков, которые, подобно драконам космогонического мира, собрались в небесах, или в огромные валуны, обступившие маленькое замершее горное озеро, убеждаешься, что это не просто традиционный декор.
Стиль художника неповторим и индивидуален. Кажущаяся простота и легкий юмор, отраженный в его работах – это его почерк, благодаря которому он передает в своих картинах жизнь и характер бурятского народа, его неразрывную и многовековую связь с природой. Как отмечает Евгений Пронин в своей статье «Милосердие вечности» в журнале «Вокруг света»: «С этнографической точки зрения рисунки были безупречны. И потому они словно втягивали в себя, вглубь традиционных житейских коллизий, в старинный фольклорный строй чувствований и переживаний».
Творчество Очирова являет собой замечательный культурный феномен- это драгоценный сплав культур традиционного и нетрадиционного общества.
Созданная Очировым историко-культурная панорама вполне сознательно нацелена на столь существенную для всякого общества передачу информации. Достигнув в графике вершину своего творчества, Цырен- Намжил Очирович Очиров продолжал деятельность учителя, наставника, информатора. В его рисунках сочетается все лучшее, что дал ему опыт предков, с ярко выраженной индивидуальностью стилистического почерка; функциональность, динамика и экспрессия в изображении человека и природы с отсутствием красоты и чувствительности. И в этом непреходящая ценность наследия выдающегося народного художника.
Собранный Очировым Ц-Н. огромный краеведческий материал нашел отражение в тематике его графических серий, где главная роль отводиться рисунку. Графическая манера Очирова необычайно индивидуальна, разнообразна и выразительна. Он словно всякий раз заново открывает для себя неисчерпаемые ресурсы техники рисунка тушью (пером или кистью). Очертание фигур, контура изображений создаются особой вихрящейся линией.
Герои Очирова – плоть от плоти природы. Фигуры –коренасты и приземисты, их руки, словно ветви, а ноги точно упираются в землю, подобно разросшимся корням деревьям. Нарочитая гротескность лиц — прием, сознательно избранный художником, позволяет передать суть народного характера.
При взгляде на листы Цырен-Намжила Очирова возникает особое ощущение непреднамеренности жизни, то, что роднит его творчество с примитивом, когда «человек… органический слит со всем живописным миром и с миром природы», «и такое ко всему детски живое непосредственное отношение».
Это действительно искусство, единственное возможное, ибо никакого другого искусства нет, искусство здоровое и доступное всем тем, которые хоть раз в жизни испытали радость перед лицом мира и поняли что, значит, выразить эту радость в художественной форме» (Н. Пунин, 1990, с.15, с.24)
Взволнованность и непосредственность в восприятии мира, реальные ощущения неразрывной связи человека и природы отличает практически каждый его лист.
Повседневный быт людей окрашивается добрым и мягким юмором в картинах: «Сбивание масла», «Катание войлока», «Игроки в шахматы» и др.
Его картины – это, в какой-то мере, тоска по «золотому веку», по-старому, утраченному ныне традиционному бурятскому быту. Отсюда быть может, жадный интерес к фольклору, стремление запечатлеть собранный материал в рисунках. Пожалуй, главной, что отличает работы Ц.-Н. Очирова, придает им печать уникальности и самобытности, глубокая и неразрывная связь с традицией восточной графики.
Творчество художника призывает сохранить преемственность культур традиционного и нетрадиционного общества.
Созерцая обычный пейзаж Кижингинской долины, невозможно расчленить его на ЗЕМЛЮ, ВОДУ, ВОЗДУХ, ОГОНЬ и ЭФИР. Эти 5 первоэлементов буддийской космогонии, которые составляют все сущее, нельзя разглядеть непросветленным взором. Их может показать только посвященный, как сделал это в гравюре «Береза на холме» Цырен-Намжил Очиров.
Сцены «Выплавка железа», «Приготовление арсы», «Выделка кожи» были нарисованы, что называется, «по преданию». Ведь художник не мог видеть, как это делалось двести-триста лет назад. Но с этнографической точки зрения рисунки отличаются точностью и достоверностью. Возможно, именно поэтому его картины погружали зрителя в атмосферу уже ушедшей старины.
Цырен-Намжил Очиров знал, в чем счастье. Он рисовал человека в лоне природы, а не «на лоне», как мы привычно говорим. Разница величиною в эпоху. От бренной радости потребления природных благ художник возвращался к спокойному слиянию с природой, к вечному первоисточнику бытия…
Самому Очирову, надо полагать, до подобных умозаключений и дела не было. Он рисовал то, что рисовал. Но видно и того было предостаточно, потому что вдруг, как зарница, просверкнула у меня негаданная мысль: «А если тибетская медицина не что иное, как момент непосредственной связи человека и природы, своего рода искусственный канал, восстанавливающий преждевременно разорванную пуповину?» просверкнула… и сфокусировала внимание на том моменте, общем, почти для всех систем древнего врачевания, когда целитель в полной мере своих знаний, опыта и силы духа как бы заново подключает угасающего человека к животворящему энергетическому полю вечности. Типичный пример – камлание шамана, его магический экстаз, подключаясь к которому соплеменники забыли о болях, восстанавливали спокойствие души, зоркость глаза и твердость руки Шаманы были древнейшими лекарями. Характерно, что Очиров Цырен-Намжил изобразил камлание как обыденную подробность исторического быта бурят. И в этом ценность рисунка, где этнографическая точка магической атрибутики – от бубенцов, свисающих на ремешках с пояса шамана, до рогов, венчающих его головной убор, — служит воссозданию самой атмосферы древнего обряда.
Простоватый на вид, в предписанном традиции убранстве представитель так называемом примитивном культуры способен был ввести себя и вовлечь окружающих в экстатический транс, который современная психологическая наука назвала бы «Измененный состоянием сознания, открывающим запредельные возможности человека». (Е.Пронин, №10, 1990, с. 3, с.7)
Гравюра Цырен-Намжила Очирова «Горное озеро» созданная в 1979 году, почти условный рисунок, на котором горы изображены как на гипсометрической карте, только горизонтали не расцвечены по ступеням высот. Словно художник вел топографическую съемку с самолета. Вообще-то у Очирова были для этого и знания, и опыт. Сельский учитель, он и топографию должен был знать и уметь объяснить школьникам. А в годы войны стрелок – радист Ц.-Н. Очиров летал на дальнем бомбардировщике. Но в том-то и фокус, что это горное озеро он рисовал с земли, а топографические знаки и летный опыт использовал намеренно, как художественный прием, чтобы создать многослойный, загадочный, но вполне реальный образ. Как будто хотел, чтобы озеро равно возможно было и найти на карте, и узнать в натуре. Хотя для непосвященного и то и другое в равной степени затруднительно. Непривычное для нас, особая манера духовного освоения мира- слитность методов искусства и науки (С. Цыбыктарова, 1990г.)
В 1980 году Цырен-Намжил Очиров закончил работу «Аламжи Мэргэн». Прежде чем приступить к реализации замысла, художник долго изучал фольклорно-этнографические материалы и Эпос «Аламжи Мэргэн», размышлял об исторической судьбе своего народа. В результате созрела решение рассказать в картинах.
Художник предполагал показать не только историю борьбы многоголовым чудовищем – с мангадхаем, но и историю подъема национального духа бурятского народа. И вот один за другим возникли эскизы на темы из Эпоса «Аламжи Мэргэн».
Несколько раньше Очиров написал «Угощение бурят с белой пищей». В этой работе обнаруживается влияние старого бурятского и монгольского искусства на творчество художника. Освоив традиции восточных мастеров, Очиров использует такие выразительные средства старо бурятской живописи, как монументальность, выверенность композиции, декоративность. Художник знает и народный орнамент, и бурятскую иконопись.
С детства он знаком с ремеслом бурятского народного мастера-ремесленника. Очиров никогда не переставал изучать прошлое родного народа и по легендам, и по вещам, созданным старыми материалами. Накопленные знания пригодились в работе «Угощение бурят с белой пищей».
Картина «Ноен и слуга». В центральной части изображен батрак. Глядя на эту картину, невозможно не почувствовать безмерной тяжести работы, изматывающего обреченного человека.
Поэтичный народный образ создал Очиров в картине «Бурятская семья». В которой на переднем плане изображены хозяин юрты со своей хозяйкой. В очаге вариться арса. В левой части рисунка мальчик, пасущий овец в степи с редкими травяными протаминами. Статная фигура пастуха, внимательно следящей за огромной, разбредшейся по степени отарой, величавая ширь пейзажа – все это вместе создает картину, от которой веет эпическим спокойствием, могучим раздольем, глубоко своеобразной красотой.
В работе «Бурятка. Семейская. Эвенкийка», внимательно и точно пишет Очиров своеобразные национальные одежды своих героев.
В этой картине художник применял три меридиана. 1 – изображает жизнь эвенков и уссурийскую тайгу. 2 –в середине девушки разных национальностей (бурятка, семейская, эвенкийка). 3- изображены многоэтажные дома, заводы, железные дороги. Дальше мы видим пастухов пасущих стада овец, там далеко видны юрты. Все эти исполненные черной тушью рисунки чрезвычайно темпераментны и динамичны. Четкий лаконичный штрих создает крепкий своеобразный рисунок. В смелых и выразительных работах пером особенно ярко проявилась острота глаза художника и прекрасное знание изображаемой жизни.
Авторские пояснения:
Графика «Бурятская делегация у Петра I»
Графика «Монгольская революция 1921 года»
Графика «Бурятская свадьба»
1. Работа «Бурятская делегация у Петра I».
«1702-1703 гг. Делегация, отправленная от имени 11 хоринских родов состояло из 52 человек. Все отправились верхом на конях.
Руководил делегацией старейшина Галзутского рода Шоно Болтриков. Проводником и переводчиком был Нерчинский воевода Шергин. В составе той делегации, которой длилась два года, была единственная женщина- шаманка Абжа. Она, как повествует историческая хроника, при возвращении не выдержав тяжесть пути, скончалась от простуды, где-то в пределах нынешней Иркутской области».
Эта работа участвовала в рамках II Всесоюзного фестиваля народного творчества в Москве. Репродукция в журнале «Художник» 3 номер за 1986 год.
2. Работа «Монгольская революция 1921 года».
«Монгольская революция, свершившая в 1921 году — побочное детище рожденное Октябрем 17-го года в России. На переднем плане две личности: Сухэбатор и Красный командир. Они олицетворяют единство целей и взаимную поддержку двух народов. В левой части рисунка разрушенная до основания старая крепость – символизирует начало крушения феодализма во всей Монголии».
Данная работа участвовала в рамках Всесоюзного фестиваля народного творчества в Москве. Экспонировалась за рубежом в Лондоне и Франции.
3. Работа «Бурятская свадьба»
«Отголоски былой старины нет — нет да и поныне появляются на свадьбах
захолустья. В старину бурятская свадьба выполняла шесть нейтральных
обязанностей, которые происходили между двумя противоборствующими сторонами (стороны невесты и зятя):
1. Пуститься на лошадях по кругу, по движению солнца так чтобы, та или другая сторона могла, опередив соперника пересечь ему путь. Название состязания «Получить солнце» вернее орбиту солнце.
2. Отбираются от каждой стороны по 5 молодых людей. Им вручается кошмовая подушка, на лицевой части имеющая чеканную обработку из металла. Подушка летит из рук в руки подобно мячу. Кто первый занесет подушку в юрту невесты и положит на кровать ее — та сторона победительница.
3. Национальная борьба. Борются силачи с обеих сторон. Они уважаемые люди заранее подготавливались и получали, говорят, что такого рода зрелищах не малые призы.
4. Стрельба из лука по мишени. Каждое меткое попадание стрелы сопровождалось стихотворным возгласом на распев. Там восхвалялись не только глазомер, но и пальцы и жилы руки стрелка, так умело пустившие стрелу в заданную цель.
5. Опускание воедино привезенного невестой чашечки кислого молока в молочную кадунку свекрови в знак приобщения себя с ее заведенного хозяйства.
6. Бросание невестой в огонь открытого очага сухого только, что привезенного прутика в знак поддержания и продолжения живого тепла, в доме будущего отца.
Свадьбы, если они более или менее состоятельны, большей частью проводились под открытым небом, при стечении огромного количества народа летом и ранней осенью, в ту благоприятную пору, когда трава зеленела, скот тучнел, окружающая природная среда казалось, полна «освежительной прохладой».
Незадолго до своей кончины в родном Могсохоне скромный учитель сельской школы Очиров Цырен-Намжил сделал последний рисунок. В нем перед зрителем предстает бесхитростное и вместе с тем глубоко содержательное описание будней хоринских бурят – скотоводов.
Уже смертельно больной художник как бы оглянулся и кристально вгляделся в прожитое, заполняя поверхность простой клеенки изображением известного ему до мельчайших подробностей деревенского быта, чьей неотъемлемой частицей был он сам. На небольшой клеенке 90х45 см. запечатан традиционный образ мира старой бурятской культуры.
Написанная, как и остальные работы, по памяти – такова древняя традиция, живущая и поныне в культуре многих народностей Азии и Африки — картина после смерти художника была условно названа «Пейзаж. Могсохон». Но, конечно, эта не пейзаж. Скорее, это то, что соответствует китайскому понятию «Саньшуй» — «горы-воды», то есть «мир земной», чье изображение присутствует во многих тибетских и бурятских иконах, где мирское и сакральное начала существуют в единстве. Причем изобразительные композиции бурятской иконы значительно ближе народной жизни, так как в бурятском ламаизме в большей мере сохранились старые, добуддийские мифологические представления.
Неудивительно, что бросая прощальный взгляд на родную землю, художник видит в своей композиции картину земного человеческого мира, мира природы, обжитого человеком, живущем нераздельно со всеми обитателями земли. Многонаселенной, живущее своей особой, преисполненной мощного пантеизма жизнью пространство создано поразительно свободным монументальным могучим мастером, каким он и был всю свою жизнь.
Графика Очирова ни на кого не похожа, – считает Татьяна Бороноева. – На его графических листах изображены бурятские лица, не эвенкийские, не алтайские, а именно наши типажи. И хотя у него слегка гротескная манера, за которую его при жизни критиковали, именно она отражает бурятский характер. Фигура у него совершенно органично вписывается в пейзаж, и это традиция восточного искусства. В его мире живут люди, птицы, деревья, мифологические персонажи. У него как бы обобщающая линия, например, дым из очага переходит в облака в небе. Он очень хорошо чувствует натуру и по-своему ее выражает. Даже его черно-белые работы выглядят как цветные, потому что у него не плоская, а живописная графика. И это человек, который не имел профессионального художественного образования.
Это был человек необыкновенной красоты, величавости, благородства, внутренней самодостаточности. Очиров всецело посвящал себя творчеству — работал самозабвенно, без перерывов, — вспоминает Александр Москвитин. — Цырен-Намжил в полной мере народный художник. Его творчество великолепно.
Глубоко национальное искусство Цырен-Намжила Очировича Очирова можно встретить в разных уголках планеты, в частных коллекциях Америки, Германии, Японии, Франции, Монголии, а также в государственных музеях Москвы, Суздаля, Владимира, Каунаса, Иркутска, Читы и Бурятии.
Весь материал, который Цырен-Намжил Очиров передал музею, составляет большое богатство в историографии родного края. Образ Цырен-Намжила Очирова навеки сохранится в памяти его земляков, чей яркий талант, любовь к родной земле будет служить всегда примером для потомков, поколений односельчан.
Эртэ сагай тγγхые угалзатуулан зураhан Очиров Цырен-Намжил Очирович.
1920 ондо февралиин дγрбэнэй γдэр алтан дэлхэйн жама ёhоор, аба эжын буянгаар Санжижабай Даримын болон Цыремпилов Ошорой гэр бγлэдэ хγбγγн γри тγрѳѳ hэн. Эжы абань хγбγγгээ Цырен-Намжил гэжэ нэрлэжэ, гарыень ганзагада, хγлые дурѳѳдэ хγргэhэн юм. Бага наhанhаа Цырен-Намжил хγнγγдые эрдэм ухаанда hургаха гэhэн хγсэлтэй байгаа. Наhаа хγсэхэдѳѳ, багша болохо гэhэн заяагаа бэелуулжэ, багшанарай hургуули дγγргэhэнэй удаа, тγрэл нютагаа бусаhан намтартай. Эхин классай багшаар хγдэлжэ байтараа, сэрэгэй албанда татагдан, удаань Алса-Дурнын резервдэ радиостанциин даргаар алба хэhэн юм. 1941 ондо Эсэгэ Ороноо хамгаалгын Агуу Ехэ дайнай эхилхэдэ Алас–Дурнын хилэ дээрэ империалис Японтай дайралдаа. «За Победу над Японией», «За Победу над Германией» болон бусад медальнуудаар шагнагдаhан юм. Дайнай hγγлдэ, багшынгаа ажал саашань γргэжэлγγлhэн байна.
Цырен-Намжил Очирович наhанайнгаа хани нγхэртэеэ Дондокова Радна Мункуевнатаяа 6 γри хγγгэдые γргэжэ, эбтэй эетэй гэр бγлэ мγн. Гапалма, Надежда, Роза, Цырен-Дондок, Байгалма, Соном-Дагба γхибγγдтэй дээдэ hургуули дγрγγулжэ, эрдэм бэлиг γгѳѳ hэн. Эсэгынгээ бγхы наhаараа хэжэ байhан ажалые саашань γргэжэлγγлжэ 4 γхибуудынь багшын ажал шэлэн абаhан байна, 2 γхибγγдынь экономическэ болон техническэ дээдэ hургуулинуудые дγγргээ. Мγнѳѳ болоод байхадаа «Гансаhаа газар дγγрэдэг» — гэhэн буряад арадай γгын ёhоор арба нэгэн ашанартай, 24 гушанартай γнэр баян юм.
Цырен-Намжил Очирович Очиров хадаа дγрбэн тэгшэ онсо бэлигтэй уран зурааша, хугжэмшэн, дуушан, зохёолшон, арадайнгаа аман γгын нюусануудые шэнжэлэгшэ байhан. Мартагдажа байhан урданай дунуудые, γреэлнγγдые, магтаал-солонуудые сээжээр мэдэдэг, лимбэ, морин хуур, чаанза дээрэ шадамар бэрхээр хугжэмэй аялгануудые наадажа шададаг байгаа. Энээнhээ гадна арадайнгаа этнографи, аман γгын зохёолнуудые гγнзэгыгѳѳр шудалдаг, удхыень тайлбарилжа, залушуулай дунда ойлгуулжа ехэхэн ажал ябуулдаг байhаниинь мэдээжэ.
Тиихэдэ арадай hайндэрнууд болохо обоо тахилган, сагаалганиие ёhо гуримаарнь эмхидхэжэ, нютаг дээрээ урдаа хараха хγнγγдэй нэгэн боложо, бодото хэрэгγγдээрээ, γндэhэн соёл болбосоролоо hэргээхэ хэрэгтэ хубитаяа оруулдаг байhан юм.
Цырен-Намжил Очирович Очиров хуушан монгол, тγгэд, буряад, ород хэлэнуудые эрхим hайнаар мэдэжэ, бэшэжэ, оршуулдаг hэн.
«Цырен-Намжил Очирович — багша хγндэмγγшэ, тγбшэн даруу, hайн зантай, сагаан сэдьхэлтэй, хγнэй хэрэгэй тγлѳѳ оролдодог, урагшаа hанаатай хγн hэн», -гээд Могсохон нютагаархид хэлсэдэг юм.
Нютагайнгаа дунда hургуулида хγдэлжэ байха γедэ, Цырен-Намжил Очирович Буддын шажанай hургаалнуудые, эртэ урдын γбгэ эсэгэнэрэй ёhо заншал hэргээжэ, ургажа ябаhан улаан бургааhадтаа, нэбтэрγγлхэ гэhэн ухаан бодолойнгоо тγлѳѳ партиhаа, мун багшын ажалhаа гаргуулhан байна.
45 наhатай зургаан γхибγγдтэй эсэгэдэ нилээд хγндэ хγшэр саг тохёолдоо hэн. Тиигэбэшье, шэн зоригоо хухараагγй, хара ажал хэжэ, гэр булэеэ газардуулаагγй.
Ажалгγй болоод байхадаа хара тγшээр зурагуудые зуража эхилэн юм.
Цырен-Намжил Очировай уран зураашын зохёохы ажал, толотомо тγгэс бэлигынь мэргэжэлтэдтэ, ёhотой соёл искусствэда дуратайшуулда γндэрѳѳр сэгнэгдээ. Арадай дундаhаа урган гараhан бэлигтэй уран зураашын бутээлнууд гансашье орон соомнай бэшэ, илангая олон тоото хариин гурэнуудээр мэдээжэ болоо.
Уран зурааша, багша Ц.-Н. Очировай бутээhэн зурагуудай тγрγγшын выставкэ 1976 ондо Улаан-Удэдэ нээгдээ hэн. Удаадахи жэлдэнь, 1977 ондо, арадай уран бэлигтэнэй Бγхэсоюзна харалгада зурагуудаа табижа, Лауреадай γндэр нэрэ зэргэдэ хγртѳѳ
Жэл жэлдээ Буряад ороной уран зураашын зурагууд нγγдэл выставкын бγридэлдэ оруулагдажа, Англида, Германида харуулагдаhан байна. 1980 ондо, Москвада олимпиин нааданай боложо байха γедэ нээгдэhэн выставкэдэ, зурагуудынь табигдажа, олон гурэнэй тγлѳѳлэгшэдэй магтаал hайшаалда хγртѳѳ.
1985 ондо уран гартанай харалгын Бγхэсоюзна фестивальда хабаадажа, фестивалиин Лауреат гэhэн нэрэ зэргэ хоёрдохиео олгогдоо бэлэй. Харин 1987 оной мартын 10-да Улаан-Удэ хотодо, Ц. Сампиловай нэрэмжэтэ музейн залнууд соо уран зурагуудайнь выставкэ хоёрдохиёо нээгдээ hэн. 1987 оной намар Москвада, СССР-эй арадай ажахын амжалтануудай выставкэдэ арадай уран бэлигэй харалгын Бγхэсоюзна 11 фестивальтай зохилдуулан эмхидхэгhэн, эхилэн зурагшадай выставкэдэ Ц-Ц. Очировай бγтээлнγγд табигдаа юм.
Уран зурааша Цырен-Намжил Очиров энэ выставкын Алтан медаляар шагнагдаhан байгаа. Зурагуудайнь хараглан выстакэ-нууд: Улаан-Удэдэ, Эрхγγдэ, Шэтэдэ, Каунаста, Киевтэ, Москвада, Суздальдэ, Лондондо, Берлиндэ, Францида харуулагдажа, олон зоной дура татаhан юм.
Цырен-Намжил Очиров олон медальнуудта хγртэhэн. Зургаа дахин I шатын Дипломууудта хуртэhэн, дγрбэн Советскэ болон хоёр Уласхоорондын выставкануудэй Англида ба Германида. 1977 ондо «Самодеятельные художники Родины»,
1985 ондо «Победитель Всероссийского смотра народного творчества», 1987 ондо «ВДНХ-гай Алтан медальда» хγртѳѳ.
1995 ондо Буряад республикын шангай Лауреат болон «Арадай уран зурааша»-гэhэн γндэр нэрэ зэргэдэ хγртѳѳ.
«Арадай зурааша» — гэhэн
Алдар нэрэдэ хуртэбэт,
Хγнэй уреэлдэ хуртэжэ,
Хэтын хэтэдэ мунхэрбэт!»
Уран зураашын зурагууд хэдэн бγлэг боложо хубаарна: «Урда сагай буряад арадай ажабайдал ба ёhо заншалнууд», «Буряад арадай γльгэр домогууд», «Эвенкнуудэй ажабайдал», «Декабристнууд Сибирьтэ».
Ородой уран зохёолшо Чеховые зураhан байгаа. Тиигэдээ тэрэ хододоо тγрэл газар нютагайнгаа ёhо заншалнуудта γнэн сэхэ, уран зурааша байhанаа харуулдаг hэн. Буряад арадай, элинсэг хулинсагуудай уран зурагай ёhо заншалые, гуримые наринаар сахидаг бэлэй. Хамта дээрээ 500 гаран уран зураашын графическэ бγтээлнγγд бии.
Цырен-Намжил Очирович Очиров минии нагаса баабай, γбгэ эсэгэнэрэйнгээ урдын урдаhаа, энэ хγрэтэр асарhан нангин hургаал заабаринуудые, дγй дγршэлые зохёолнуудтаа нэбтэрγγлэн харуулхадаа, ѳѳрын бэлиг шадабари онсо маягтайгаар зурадаг hэн.
Зураг зуража, элдэб хараглануудта хабаадажа, элдэб олон сонинуудта хэблэгдээ. Цырен-Намжил Очировай холын бодонтой уран зураашын, уран зохёолшын, этнограф байhан хадань, бэшэhэн элидхэлнγγд, тэмдэглэл зураглалынь, шγлэг, баснинуудыень аймагай болон республикын сонинуудта хэблэгдэжэ, нютагайнгаа суута хγнγγдэй нэгэн болоо hэн. «Новая время», «Знание — сила», «наука и религия», «Вокруг света», «Байгал» гэхэ мэтэ сэтгγлнγγдтэ Цырен-Намжил Очиров тухай бэшэгдээ. 1990 ондо «Сансарын хγрдэ» — гэжэ γнгэтэ фильм гараhан, 1987 ондо Буряадай телевидениин «Ая ганга» — гэhэн дамжуулгада «Арадай уран зурааша Цырен-Намжил Очиров» гэhэн гаршагтай фильм харуулагhан байна.
Цырен-Намжил Очирович тγрэл нютагайнгаа тγγхые болон арадай аман зохёолые hайн мэдэдэг. Тэрэ γшѳѳ hургуулиин ябахадаа, уран зурагаар hонирходог байгаа. Модоор hиилэжэ хэhэн бγтээлнγγд олон харалганда музейдэ табигдаhан, модон дээрэ hиилэжэ хэгдэhэн бγтээлнγγд: «Мγнѳѳ сагай хγдѳѳгэй байдал» («Усадьба современного села»), «Амитадай байдал»(«Животноводческий комплекс») гэхэ мэтэ болоно.

1972 ондо СССР-эй 50 жэлэй ойтой дашарамдуулан Хэжэнгын аймагай Могсохон нютагта Цырен-Намжил Очировай нэрэмжэтэ хизаар Ороноо шэнжэлгын арадай музей нээгдэhэн юм. Уран зурааша, этнограф, Цырен-Намжил Очирович тус музей байгуулан тγγхэтэй.
Музей соо ороходо, эртэ урдын юртэмсэ угтан абана. Энэ музей соо хадаа: «Буряад арадай тγγхэдэ хабаатай саарhан дансанууд», «Хγдѳѳ ажахын зэр зэмсэгууд», «Модоор хэгдэн гэртэхи, газаахи ажалай зγйлнγγд», «Арадай буряад хубсаhан», «Мориной зэмсэг», «Элинсэг хулинсагуу-даймнай хэрэглэжэ байhан тγмэршэ ба модошо дарханай зэр зэмсэгууд», «Урдахи γеын мγнгэнγγд», «Гал гуламта hэеы гэр, эдеэн хоол», «Совхозой ба hургуулиин тγγхэ», «Агуу ехэ дайнай ба ажалай ветеранууд, тэдэнэй гэртээ бэшэhэн бэшэгууд, орденууд, медальнууд», ѳѳрынь зураhан табан зуугаад графическэ зурагууд, музей харагшадые hонирхуулна.
Цырен-Намжил Очировай гар бэшэмэл «hарбаалжи Угай модон»- гэhэн ном хγн бγхэнэй анхарал татадаг.
Энэ ном соонь хадаа хори буряад угтай Могсохоной тγхэреэн соо γдэhэн бодоhон зоной уг гарбал 15-20 γе болтор харуулаатай, бэшээтэй. Тиимэhээ олон зон, гансашье манай нютагаархид бэшэ, харин ондоо нютагайхид энэ ном hонирхон харадаг. «hарбаалжи Угай модон» сооhоо мγнѳѳ γеын ургажа ябаа залуу γетэн ѳѳрынгѳѳ уг гарбалые 20–хи γе болотор залгуулан хэлэдэг.
«Угай бэшэг, угай бэшэг
Урда сагта бэшэгдээ,
Элинсэгээ уудалhан
Эгээл нангин энэ номдонь
Энхэрэн доро hγгэдэнэб!»
Хори гаран жэл соо эсэгынгээ хэжэ байhан ажалые ургэжэлуулжэ басаганиинь Цыренамжилова Галина Очировна бухы наhараа амжалтатай худэлhэн байна. Галина Очировнагай шабинарынь хадаа, республика
дотор соо болоhон эрдэмэй хуралдаануудта амжалтануудые туйлажа Буряад республика
нютагаа тулѳѳлжэ Москва хото, Хара далайн эрьедэ оршодог «Артек», Владивостогой «Океан» хγγгэдэй амаралтын лагерьнуудта ошожо I –хи hууринуудые заатагуй эзэлжэ, эжы абынгаа, багшынгаа, тоонто нютагаа сурхуулдаг hэн.
Олон жэлэй туршада γхибγγдые хγмγγжγγлжэ, урагшатай хγдэлжэ, амжалтануудые тγйлаhанайнгаа туγѳѳ γндэр нэрэ зэргэдэ хγртѳѳ «Заслуженный работник культуры РБ».
Мγнѳѳ Туяна Шираповна Батомункуева залуу бэрхэ багша, музейн дарга, хизаар Ороноо γзэжэ, γхибγγдые эрдэм шэнжэлгын хуралдануудта бэлдэжэ баhал урагшатай хабаадана.
Уран зураашын hайхан сэдьхэлэй оршон байдал, hанаан, бодолнуудынь, арадтаа хγсэhэн захилнуудынь, зγрхэнэйнь сохидолой шэдитэ хγсэн, зурагуудтань γлэнхэй, харагшадай сэдьхэл арюудхажа байна ха юм.

лина Очировнагай шабинарынь хадаа, республика
дотор соо болоhон эрдэмэй хуралдаануудта амжалтануудые туйлажа Буряад республика
нютагаа тулѳѳлжэ Москва хото, Хара далайн эрьедэ оршодог «Артек», Владивостогой «Океан» хγγгэдэй амаралтын лагерьнуудта ошожо I –хи hууринуудые заатагуй эзэлжэ, эжы абынгаа, багшынгаа, тоонто нютагаа сурхуулдаг hэн.
Олон жэлэй туршада γхибγγдые хγмγγжγγлжэ, урагшатай хγдэлжэ, амжалтануудые тγйлаhанайнгаа туγѳѳ γндэр нэрэ зэргэдэ хγртѳѳ «Заслуженный работник культуры РБ».
Мγнѳѳ Туяна Шираповна Батомункуева залуу бэрхэ багша, музейн дарга, хизаар Ороноо γзэжэ, γхибγγдые эрдэм шэнжэлгын хуралдануудта бэлдэжэ баhал урагшатай хабаадана.
Уран зураашын hайхан сэдьхэлэй оршон байдал, hанаан, бодолнуудынь, арадтаа хγсэhэн захилнуудынь, зγрхэнэйнь сохидолой шэдитэ хγсэн, зурагуудтань γлэнхэй, харагшадай сэдьхэл арюудхажа байна ха юм.