Пояснительная записка.

Актуальность

Актуальнейшей задачей сложившейся социально-культурной ситуации настоящего времени является воспитание экологической культуры.

В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Во многих регионах страны принят закон «Об экологическом  образовании», который ставит своей задачей создание системы  непрерывного экологического образования, является основанием  для разработки эффективных средств  экологического образования. В начальной школе необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно  стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

Первое знакомство с окружающим миром происходит через детские книжки, очень часто в детской библиотечке можно увидеть красочные книжки Виталия Бианки. В своих произведениях он очень ярко и точно описал природу. Удивительные «сказки – не сказки» могут оказать неоценимую помощь в проведении практических занятий в природе, они способствуют  развитию умений наблюдать в природе, записывать увиденное.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей  среде стало более осознанным и адекватным. Главной задачей образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, которая сможет обеспечить формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности. Необходимым средством эффективной реализации  эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Родничок».

Участники программы: учащиеся начальных классов

Срок выполнения программы: 2 года

 

Цель:  формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.

2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.

3.Формирование экологических ценностных  ориентаций в деятельности учащихся.

4.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

  1. Развитие способности формирования научных, нравственных и правовых суждений по вопросам, связанных с экологией.

6.Развитие альтернативного мышления  в выборе способов  решения экологических задач и проблем.

7.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

8.Развитие потребности в необходимости решения экологических проблем, доступных младшим школьникам.

9.Развитие потребности в ведении здорового образа жизни и стремления к активной практической  природоохранной деятельности.

Опыт реализации: В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей  среде стало более осознанным и адекватным. Необходимым средством эффективной реализации  эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Родничок».

Краткое описание программы: Программа развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе игровой деятельности, максимум подвижности, занятия познавательного плана с активной моторикой. Цель занятий – развивая отдыхать.  В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания, умения и навыки будут расширяться и обогащаться.

Программа предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности. Эта часть программы предполагает работу, непосредственно направленную на познание ребёнка себя с использованием уже имеющихся знаний на изменения, которые происходят в процессе обучения. Осмыслить такое изменение младший школьник может при целенаправленном развитии самопознания в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками и учителями.

В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: анализ жизненных ситуаций; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов. На занятиях используются  методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние.

Предлагаемый курс включает задания, позволяющие детям познать своё физическое Я – свою телесную сущность; своё духовное Я – субъективный внутренний мир; своё социальное Я – свои отношения с окружающим миром и другими детьми. Занятия интегрируют в себе различные знания по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе, технологии, краеведению, которые направлены на их  объединение в практике детей.