ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Анализ пожарной статистики показывает, что детей школьного и младшего школьного возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция: ребёнок прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь.  Возникла  необходимость введения программы   для образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования по обучению  практическим навыкам поведения в случае возникновения пожара. Раньше  в школах работала программа обучения противопожарной безопасности в виде организации дружин юных пожарных.  Эта форма была интересна детям, она оправдала свое предназначение. Потом на несколько лет это движение приостановилось, не было острой необходимости в дружинах. И вот сегодня стали актуальны знания безопасного  обращения с огнем и поведения при пожарах.

Данная  программа разработана в соответствии ФЗ РФ об образовании в РФ, типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, требованиям к программам дополнительного образования детей от 2006 года, Устава МУДО КЦДТ, концепции ДО и на основании совместного приказа за  № 25 / 60 / 7 / 8   Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия, Министерства образования и науки Республики Бурятия, Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и Бурятского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество»  от 24.01.2012 года.

Программа «Залин» дружины юных пожарных социально – педагогической направленности и модифицирована для ведения занятий в учреждениях  дополнительного образования детей.

 

Программа  Дружина Юных Пожарных «Залин»  направлена на:

  • Обучение детей действиям в ситуации возникновения пожара, осторожному обращению с огнём, легковоспламеняющимися веществами и предметами, а так же оказанию первой доврачебной помощи при ожогах и травмах.
  • Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • Формирование человека и гражданина, интегрированного на современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • Профилактику асоциального поведения.

 

              Новизна, педагогическая целесообразность. Программа социально-педагогической направленности   позволяет закрепить знания по пожарной безопасности в течение двух  лет  и организовать дружины юных пожарных. Она включает как познавательные и спортивные занятия, так и декоративно-прикладные занятия с детьми. Программа «Залин» позволит выработать в детях стремление получить знания, практические навыки осторожного пользования огнём, электроприборами и другими предметами, вызывающими пожар. Данное обучение позволит детям быть дружными, внимательными, сильными и ответственными за личную безопасность, безопасность окружающих и за сохранение окружающей среды.

            Актуальность программы.  Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине  детской шалости. Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи. Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в дополнительном образовании, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

          Социальная значимость данной программы состоит в запросе общества на обучение детей правилам безопасного обращения с огнем и профориентации на профессию «Пожарный – спасатель» 

Целью программы является:    Создание условий для приобретения  детьми социально – значимого опыта и профессиональной ориентации через обучения  детей мерам пожарной безопасности и умения действовать  в ситуации возникновения пожара.

           Задачи программы:

  • Обучать навыкам безопасного обращения с огнём, оказанию первой доврачебной помощи при ожогах;
  • Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка и его адаптации в современном обществе;
  • Развивать умение принимать решение в чрезвычайной ситуации, анализировать свои действия;
  • Воспитывать осознанное отношение к собственной жизни и бережное отношение к имуществу.

 

 

 

Особенности содержания

Срок реализации программы – 2 года. Время, отведенное на обучение, составляет 144 часов в первый год обучения, 216 часов второй год обучения. Занятия проводятся 3 раза по 2 часа в неделю. Рекомендуемый минимальный состав группы – 12 человек.

Возраст детей – 7 – 13 лет.

Место реализации – кабинет образовательного учреждения.

 

Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого полугодия — промежуточную диагностику, по окончании учебного года — итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, экзамена и соревнований по пожарно-спасательному спорту.

      Ожидаемые результаты

  • Научить воспитанников кружка сознательно  выполнять в школе, на улице,  дома

правила пожарной безопасности;

  • Развитие у детей навыков правильного и осторожного обращения с огнём;
  • Будут созданы условия для социализации личности ребёнка, его самореализации;
  • Успешная организация занятости воспитанников кружка в свободное время.